Родители и педагоги часто жалуются: дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. В чем причины? Их немало. Одна из причин низких результатов учебы – недостаток учебной мотивации обучающихся и неумение управлять работой мозга. Мотивация – от латинского корня, означающего «двигать» внутреннее побуждение, интерес, заинтересованность, желание, стремление к чему-то.
Причины недостаточной мотивации:
— неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности (усидчивость, терпение, навыки счета, запоминания, письма, внимательность, умение слушать и выразительно говорить, чувство ответственности, умения и навыки сотрудничества с окружающими и т.д.)
— однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина. В школе детям не хватает движения, смены впечатлений, событий, ярких, совместных с учителями, родителями, творческих дел;
— авторитарная позиция взрослых, когда в школе и дома темой разговора становится учеба и успеваемость, когда других тем общения не существует.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения школьника.
Для создания внутренней мотивации у ребенка нужно поддерживать в нем состояние успеха.
Обязательно проговаривайте с ребенком все ситуации, когда он прилагал много усилий для преодоления трудностей в учебе и у него это получилось.
Ставьте ребенку реальные цели, не требуйте обещаний вроде «завтра я буду лучше всех». Не факт, что оно выполнимо, а вот вызвать в случае неисполнения вину, раздражение, огорчение может.
Не бросайтесь помогать ребенку выполнять все задания, предлагайте свою помощь, только если задание действительно сложно для него. Объясните ребенку, что неуспех часто является следствием недостаточно затраченных учеником усилий, а не трудностью задания или отсутствием способностей.
С целью формирования и повышения учебной мотивации с учащимися 3 класса ГБОУ начальная школа №1 с.Хворостянка педагогом-психологом ГБУ ЦППМС м.р. Хворостянский проведены занятия. В ходе занятий с помощью тестов определили, какой вид памяти развит лучше, дети познакомились с разными приемами успешного запоминания, потренировали внимание, развивали навыки коллективной совместной работы.
Педагог-психолог Линькова Н.И.